Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций обсудил поправки в ФЗ «О рекламе». Помимо маркировки интернет-рекламы и то, как она отразится на СМИ, члены комитета обсудили процедуру отчислений за произведения, охраняемые авторским правом и законодательные новеллы, которые прямо или косвенно коснутся игроков медиарынка.
6 декабря 2022 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации в смешанном формате прошло заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций на тему: «Некоторые вопросы обеспечения юридической деятельности региональных медиа». От ТПП Ростовской области в заседании онлайн участвовала руководитель пресс-службы Ирина Фомина.
Модератором мероприятия выступил председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, исполнительный директор СТП Медиа Игорь Потоцкий. Он обозначил три вопроса, которые вошли в повестку предпоследнего заседания Комитета в 2022 году.
Первый и наиболее обсуждаемый в медиа-среде вопрос - поправки к ФЗ от 02.07.2021 года №324-ФЗ «О внесении изменений в закон «О рекламе» (введение единой системы учета рекламы, маркировка рекламы в интернете). Несмотря на активное обсуждение нововведений с представителями ФАС и Роскомнадзора, ясности в отношении того, как будет применяться закон, не прибавилось. Своим опытом по маркировке интернет-рекламы поделилась Александра Бушуева, руководитель государственного Информационного агентства «Комиинформ» (Республика Коми). Она отметила роль ТПП РФ в информировании предпринимателей об изменениях в законодательстве, что отчасти стало причиной ее вступления в члены Комитета РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций. Вместе с тем будучи представителем региональных СМИ Александра Бушуева рассказала о том, как уже маркировка рекламы отразилась на взаимоотношениях с рекламодателями. Они, опасаясь субсидиарной ответственности за не достоверную передачу информации о рекламе, не спешат перезаключать годовые контракты. Многие против того, чтобы чувствительная информация о компании, ее налоговых поступлениях передавалась третьим лицам.
- На сегодня у меня три договора, заключенных на 2023 год, в то время как раньше в этот период их было десятки, - рассказывает руководитель государственного Информационного агентства «Комиинформ». Кроме того, выпадающие расходы агентства на маркировку рекламы, включая затраты на зарплату и оплату оператору рекламных данных превысят миллион рублей. Получается, что рекламные бюджеты сократятся, а расходы вырастут. Опасения коллеги по цеху поддержала Татьяна Шатун - генеральный директор ООО «Уральский медиахолдинг» и "Первоуральской вещательной компании" (Первоуральск, Свердловская область). Представители региональным СМИ предложили объединить усилия с Союзом журналистов России и выступить с инициативой исключить СМИ из-под действия новых поправок. Медиаюрист, эксперт в области медиаправа Светлана Кузеванова предлагает игрокам медиарынка активнее участвовать в дискуссии с регуляторами. В поправках к закону «О рекламе» дано настолько общее определение материалов, подлежащих маркировке, что технически рекламой считается любой текст, картинка или видео, которые привлекают внимание к компании и продукту. Грань между рекламой и «не рекламой» очень тонкая.Так как закон многие понятия четко не прописывает, профессиональному сообществу важно обозначить консолидированное мнение, например, в отношении партнерских программ, кросс-промо, обмена постами или статьями. Вместе с тем Светлана Кузеванова напомнила, что поправки вступили не вчера, у медиа было время и возможности для отстаивания своей позиции, которое к сожалению сегодня упущено.
Вместе с тем пока медиарынок обсуждает вступившие поправки о маркировке рекламы, на подходе уже новые законодательные новеллы. Так, в Госдуму внесен проект об ответственности организаций, не исполняющих обязанности по распространению социальной рекламы и за отказ использовать единый измеритель аудитории.
Если закон будет принят, то за отказ от размещения социальной рекламы будет предусмотрен штраф. Для физ.лиц - до 100 тысяч рублей, для должностных лиц - до 200 тысяч - и до одного миллиона рублей для юридических образований.
Еще один больной вопрос для участников медиарынка - взаимоотношение с РАО. Сегодня общественные организации по защите авторских прав диктуют свои условия и правила. Представители СМИ говорят о том, что расчеты ставок за использование авторских произведений часто не зависят от использования этих произведений, а насчитываются в процентном соотношении от дохода компании. Практически все региональные СМИ нуждаются в согласовании договорных условий, обеспечивающих равные права ведения предпринимательской деятельности (изменения, которые нужно внести в практику работы РАО с региональными каналами; принципы расчета ставок; изменение формулировок в договорах).
Еще один вопрос на повестке обсуждения - Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (изменения в статью 6.21 КоАП «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних»). Как избежать расширенного толкования понятия «пропаганда» и, когда появится четкое определение того, что имел в виду законодатель?
Все последние изменения объединяет то, что они имеют широкий спектр трактовок, что обязательно отразится на правоприменительной практике.
Фото ТПП РФ
Ирина Фомина
Пресс-служба
ТПП Ростовской области