На площадке ТПП Ростовской области прошло заседание комитета ТПП Ростовской области по науке и образованию. Эксперты обсудили вопросы частно-государственного партнерства в сфере образования
На площадке ТПП Ростовской области прошло заседание комитета ТПП Ростовской области по науке и образованию. Эксперты обсудили вопросы частно-государственного партнерства в сфере образования.
Комитет ТПП Ростовской области по науке и образованию – один из новых комитетов палаты. Уже на первом его заседании сразу после решения организационных вопросов члены комитета обсудили один из важнейших для отрасли вопросов — частно-государственное партнерство как катализатор технологического лидерства региона.
Председателем комитета единогласно был избран ректор ЧОУ ВО «Южный университет» (ИУБиП), д.э.н., профессор, член экспертного совета Государственной думы по образованию и науке Имран Акперов. По его словам, главный вопрос на сегодняшний день: как привлечь бизнес в образование? Один из вариантов — создание центров компетенции, развитие моногородов. В этом направлении уже рассматривается 4 проекта. Подобный опыт в течение 10 лет существует в Татарстане, где активно задействован потенциал бизнеса и образования. Кроме того, довольно успешно это направление развивается в Башкортостане и даже относительно недалеко — в Калужской области.
В Ростовской области существует полная поддержка ГЧП министерством общего и профессионального образования и областным минэкономразвития. Вместе с тем Имран Акперов отметил проблему частно-государственного партнерства в области образования как довольно острую: «Министерством образования уже потрачен 1 млрд на эти цели. Однако нужный эффект до сих пор не получен».
«Я недавно посетил азовское училище №45. Состояние плачевное: станки, на которых обучаются ребята, чуть ли не 30-х годов 20 века, — рассказал ректор Южного университета. — Чему можно научить на этом оборудовании? Здесь может помочь только кооперация с бизнесом, инвестиции. При этом государство бесплатно получает хорошие центры обучения, а предприятия (тот же бизнес) — готовых специалистов, которых не надо переучивать на производстве, теряя время».
Его активно поддержал Сейяд Талибов, президент ООО «Южный морской порт: Сейчас идет интенсивное обновление всего оборудования, бурно развиваются технологии, а работать на них некому. Нам приходится заново обучать молодежь после училища».
По его словам, надо проводить серьезную работу с учащимися, объяснять им все выгоды профессии, заинтересовывать. Ведь сразу после окончания училища молодой человек может рассчитывать на зарплату около 35 тыс. рублей. В этой ситуации задача государства — просто не мешать. Замечательный пример ростовского производства «Роствертол»: после 6-месячного обучения сотрудник принимается на работу со всеми льготами и привилегиями. Из желающих уже выстраивается очередь.
На заседании был приведен пример проекта сальского центра компетенции. Точка роста этого региона — молочное животноводство, на территорию уже зашли крупные землепользователи, строятся фермы 5-го последнего поколения, как следствие — нужны подготовленные специалисты. Именно их обучением и должен заняться сальский центр компетенции.
Заведующая кафедрой Экономики и инновационных рыночных исследований ИУБиП Наталья Брюханова рассказала, что приходится проводить разведку боем: «Бизнес не доверяет, потому что инвестиции в гособразование непрозрачны, их трудно отследить. Человек, вкладывающий деньги, должен пощупать, потрогать, он не будет читать научное обоснование на 500 страниц». По ее словам, выход — в создании научно-производственных партнерств. Уже есть готовый пример — межвузовская технологическая платформа, в Ростовской области их уже 3. Привлечение иностранных партнеров, например, Ирана и Азербайджана.
Руководитель регионального подразделения АО «Российский экспортный центр» Владислав Есин рассказал, что государством до 2025 года заложено 4,5 млрд рублей на развитие ГЧП в области образования. Кроме своих специалистов, идет переобучение и приезжих. И тут появляется еще и внешнеэкономический аспект. По его словам, в 2018 году планируется создать консорциум вузов; до 2025 года количество иностранных студентов должно увеличиться в 3 раза.
«Уже есть проект обучения на местах, в частности с Ираном. Образование, в отличие от нефти и газа, чем больше продается, тем качественнее становится. Экспорт образования сейчас очень востребован», — поделился Имран Акперов.