Шрифт

Изображения

Цветовая схема

Медиация в агробизнесе имеет большие перспективы

10.02.2022

Комитет по примирительным процедурам разрешения экономических споров при участии Комитета ТПП Ростовской области по законодательству организовали круглый стол с участием представителей агробизнеса Юга России, который прошел на площадке Торгово-промышленной палаты 9 февраля 2022 года.

Круглый стол на тему:  «Медиация как способ разрешения предпринимательских конфликтов. Современные правовые механизмы разрешения международных экономических споров»  прошел в офлайн и онлайн форматах. Открыла дискуссию председатель Комитета ТПП Ростовской области по законодательству, зав.кафедрой Гражданского процесса РГЭУ (РИНХ), председатель Арбитражного суда Ростовской области в заслуженной отставке Наталия Федоренко. Она рассказала о проделанной работе для становления института посредников в регионе и  о законодательной базе, позволяющей применять процедуру медиации. 

- Мы уделяем много внимания этому способу разрешения конфликтов, но, согласно статистике, медиация пока еще недостаточно эффективна, - отметила Наталия Федоренко.

Модератором круглого стола выступила Любовь Дзюба, заместитель председателя Комитета по примирительным процедурам разрешения экономических споров ТПП Ростовской области, доцент кафедры Гражданского процесса РГЭУ (РИНХ). Она предложила представителям агробизнеса высказаться на тему применения медиации как наиболее  перспективного способа разрешения экономических споров.

Первой от предпринимательского сообщества выступила Сабина Содикова, генеральный директор ООО «Агрозан Русь», основатель Академии Практики Международного Бизнеса IBP Academy. Она отметила положительные стороны использования медиации. Прежде всего, это конфиденциальность и возможность сохранения деловых отношений с контрагентами и после урегулирования спора. При разбирательстве в арбитраже контрагенты практически всегда расстаются, мягко говоря, недоброжелателями. Кроме того, медиатор как психолог помогает разрешать сложные споры, и  путем медиации можно достичь решения вопросов, которые могут выходить далеко за рамки юрисдикции арбитражного суда. Сегодня медиация может применяться практически во всех сферах, в том числе и при урегулировании споров с государственными органами (ФНС, ФТС и др.), что также является важным преимуществом для предпринимателей.

«Наше зерновое сообщество заинтересовано в развитии медиации», - рассказала Сабина Содикова. Она уверена, что редкое использование медиации в коммерческих спорах обусловлено малой информированностью предпринимательского сообщества. Она призвала коллег активнее информировать о возможностях медиации, что поможет  перевесить чашу в сторону цивилизованного урегулирования конфликтов.

Поддержал коллегу коммерческий директор ООО «Волга Оптима» Дмитрий Волобуев. Он особо отметил специфику агробизнеса, который находится в тесной взаимосвязи с различными природно-климатическими, эпидемиологическими и многими другими факторами внешней и внутренней среды, по сути, является одним из самых рискованных видов экономической деятельности.  Возникают споры экономические, финансовые, с налогами, с госпошлинами, с таможенным обложением грузов. Эти споры сегодня чаще всего решаются с помощью суда, с привлечением профессиональных юристов. Вместе с тем эти вопросы можно решать при помощи института посредников.  

- Как представитель экспортной торговли скажу, что нечто подобное в мире для зернового сообщества существует, в виде Гафты, свои правила, по которым работает зерновой бизнес. Мне очень понравилась фраза, которую я прочитал в Лондоне: «Вход профессиональным юристам на территорию Гафты запрещен». Там судят представителей крупного бизнеса, по бизнес - понятиям и по правилам, которые пишут бизнесмены, а не юристы, - делится опытом Дмитрий Волобуев. 50-70% споров разрешается с помощью Гафты. Нечто подобное можно сделать и внутри страны для сельхозпроизводителей, экспортеров, перевозчиков. Ведь гораздо проще обратиться к медиатору, чем идти в суд и заниматься бесконечными судебными процессами, которые не всегда отражают все предпринимательские риски. Часто сохранить деловые контакты и кооперационные цепочки выгоднее, чем получить компенсацию за понесенные убытки. Зачастую стороны не слышат друг друга, а слушают только своего юриста, который действует строго по букве закона, поэтому им нужен сторонний человек, который сможет выслушать обе стороны и объяснить им позиции друг друга. Не все компании имеют штат юристов, поэтому иногда проще договориться, а не обращаться в арбитражный суд, считает Дмитрий Волобуев. Важно донести до предпринимателей полномочия медиатора, его роль в процессе урегулирования спора и объяснить, что медиатор – это  не арбитр. 

Поддержала инициативу предпринимательского сообщества по продвижению медиации руководитель Агентства международной медиации и разрешения споров и конфликтов ЕврАзии Российского института Университета мира ООН, главный редактор журнала «Вестник Медиации» Светлана Шуренкова. Она приняла участие в работе круглого стола удаленно из Москвы по видеосвязи и полностью.

- Сейчас в мире уже признана и практикуется многоуровневая медиативная оговорка. Это значит, что сначала конфликтующие стороны направляют на переговоры, затем уже к медиатору и только потом в суд. И практически все мировые суды сейчас переходят на обязательную медиацию, - сообщила Светлана Шуренкова. 

Тему продолжила руководитель филиала ТПП РФ – ответственный секретарь отделения МКАС в г. Ростове-на-Дону Валерия Елева. По опыту работы она знает, что зачастую после проведения процедуры медиации, стороны обращаются в третейское разбирательство для того, чтобы довести дело до конца и получить гарантии исполнения достигнутых договоренностей. Арбитры выносят решения на согласованных сторонами условиях, таким образом придается сила и исполнимость данного соглашения. Поэтому в рамках Нью-Йоркской конвенции данное соглашение может быть исполнено также и на территории другого государства, ведь 166 стран мира являются ее участниками.

О том, как медиация используется в практике урегулирования споров в Великобритании, рассказала Ольга Ньюман, юрист в Хилл Дикинсон ЛЛП (Королевство Великобритания), она приняла участие в работе круглого стола удаленно из Лондона. В британской правоприменительной практике Гафта, ICC относится к арбитражу. 

- В моей практике за 8 лет было 2 медиации. То есть медиация тут встречается не так часто. Почему стороны могут решать свои споры через медиацию? В первую очередь, потому что так прописано в контракте. Во вторую – потому что они так решили, что обычно вытекает из контракта или же когда у двух сторон есть отношения, которые они хотят продолжать, например, контракт на поставку, который может быть заключен на десятилетия, - поясняет лондонский юрист. Иногда люди точно знают, что подпишут мировое соглашение, так как не хотят портить отношения, вопрос только в том, на каких условиях. И тогда медиация выбирается как способ, в котором будут оговорены эти условия. Вместе с тем, услуги медиатора стоят в Лондоне не дешево. При этом нужно помнить, что помимо услуг медиатора придется еще оплатить и аренду комнаты примирения. Если же мировое соглашение заключить не получится, стороны будут снова платить уже для рассмотрения дела в арбитраже.  

- Поэтому, когда мы говорим клиенту: «Хотите вы медиацию или нет», первый вопрос, который нужно задавать – «Вы уже решили, вы будете платить или нет?». Если вы знаете, что соглашения можно будет достичь, тогда да, медиация возможна, - рассказывает Ольга Ньюман. Она также обращает внимание на то, что в наших странах разное законодательство и разные понятия медиации и арбитража, поэтому начать лучше с того, чтобы обратиться к местным юристам. Это поможет сэкономить затраты в будущем и сберечь нервы.                   

Подводя итоги работы круглого стола, было принято решение о том, что необходимо провести еще ряд мероприятий с участием предпринимательского сообщества и продолжить обсуждение процедуры медиации уже на успешных кейсах. 

Поделиться

Следующие новости