Шрифт

Изображения

Цветовая схема

Игорь Бураков: «Для развития креативного сектора не хватает креатива»

30.01.2025

В Донской государственной публичной библиотеке прошло общественное обсуждение на тему: «Креативные индустрии в Ростовской области». В нем приняли участие депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, представители профильных министерств и ведомств, руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, представители бизнес-сообщества и медиа, предприниматели

В феврале вступает в силу Федеральный закон № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», который определяет понятия, ранее отсутствовавшие в российском законодательстве, такие как «креативные индустрии» (КИ), «субъект креативного бизнеса», «креативные кластеры» и др. Региональный закон  по развитию КИ внесен в областную Думу и его планируется принять сразу в 2 чтениях  во второй половине февраля. 

В Ростовской области насчитывается около 10000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере КИ. В лидерах: разработка программного обеспечения, реклама и коммуникации, культурно-зрелищная индустрия, индустрия архитектуры и урбанистики. В среднем участники креативного сектора работают на рынке от 2,5 до 5 лет. Что касается действующих более 5 лет, здесь лидируют такие отрасли, как литературное издательство, медиа, архитектура и урбанистика, рассказала руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области Марина Самойлова. Она отметила, что в 2024 году стартапов в сфере КИ было на 6,6% больше, чем в предыдущем году. Половина стартапов юридических лиц создана в секторе информационных технологий. У ИП – это четверть всех стартапов. Рост стартапов был отмечен также в сфере развлечений. Всего же в 2024 году было зарегистрировано около 2000 новых участников сектора КИ.

По мнению экспертов, эта цифра точно будет больше, когда появится на федеральном уровне четкое понимание по ОКВЭДам. Сейчас многие задаются вопросом, относить ли к сфере КИ крупные производственные швейные предприятия или предприятия быстрого питания, даже с учетом того, что мода и гастрономия входят в приоритетные креативные индустрии региона.

Планируется создание реестра всех предпринимателей и юридических лиц, работающих в креативном сегменте, рассказал заместитель министра экономического развития Ростовской области Сергей Кононенко. Он сообщил, что Ростов-на-Дону находится на 13 месте среди крупнейших мегаполисов России в рейтинге, который составляет Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. По всем ключевым показателям этого рейтинга в текущем году наблюдается уверенный рост. Он рассказал о преференциях и поддержке бизнеса в сфере КИ, которые существуют уже сегодня в Ростовской области. Вступление в силу регионального законопроекта позволит расширить перечень преференций для бизнеса. Ведь перед регионом стоит задача к 2030 году удвоить выручку креативных индустрий на Дону и довести до 6% ВРП. 

Министерство экономического развития региона разработало концепт Стратегии развития КИ до 2030 года, который заместитель министра Сергей Кононенко обещал представить экспертному сообществу для открытого обсуждения.

Ростовская область - в числе пилотных субъектов Российской Федерации, которые совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) внедряют в регионе стандарт развития креативных индустрий. Для этого создана рабочая группа АСИ по разработке стандарта, которую возглавляет председатель Комитета ТПП Ростовской области по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры Оксана Коростиева. Она отметила, что при принятии Стратегии развития КИ необходимо учитывать социально-экономические цели региона. Важно не просто выделить приоритетные направления КИ, но и найти локальную уникальность и конкурентные преимущества в данных отраслях. Сегодня практически все регионы развивают такие сферы, как мода, IT, гастрономия, киноиндустрия. Важно найти свою нишу, свой сегмент. При развитии КИ важен межрегиональный фокус и необходимость проработки отдельных стратегий по всем целевым креативным направлениям.

Региональная экспертная группа АСИ по разработке стандарта, в которую входят предприниматели и эксперты в сфере КИ, подготовила собственные рекомендации по формированию профильной экосистемы. Важное значение уделяется привлечению и удержанию человеческого капитала, созданию креативной инфраструктуры и системы коммуникации и продвижения креативных проектов. Также среди предложений: влияние на городскую среду, создание геобренда и поддержка в области экспорта, а также привлечение инвестиций и содействие развитию традиционного сектора экономики.

Председатель Комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям Игорь Бураков, подводя итоги обсуждения, призвал коллег объединить усилия всех рабочих групп и на базе минэкономразвития детально обсудить предлагаемый концепт Стратегии. Он обратил внимание на то, что, создавая преференции для креативного сектора экономики, важно учесть опыт поддержки IT-сферы. Игорь Бураков высказался за то, чтобы в реестр КИ регистрация шла на автоматической основе, без обращений бизнеса, который может просто не знать о том, что такой реестр создан. Кроме того, Игорь Бураков уверен, что библиотеки, музеи и театры, которые, не будучи бизнесом, создают весомый вклад в КИ, должны стать его частью и быть учтены в таком реестре. Он поддержал идею учета региональной специфики в области приоритетных направлений КИ и высказал уверенность, что для развития этого сегмента экономики необходим креативный подход. 

В ходе обсуждения также высказались: глава представительства федерации рестораторов и отельеров в Ростовской области Карина Шатворян, руководитель службы PR&GR ПАО КБ «Центр-Инвест» Юлия Фиалковская, и.о. директора РРАПП Оксана Стуковина, основатель Донской недели моды и Дома моды «Модаидет» Виктория Луговская.

Поделиться

Следующие новости