ФАС оштрафовало сайт Booking.com за злоупотребление положением на рынке на 17,5 миллионов долларов США. Представители членских организаций ТПП Ростовской области, работающие в сфере гостиничного бизнеса, рассказали об условиях и опыте работы с сервисом.
Booking.com – сайт по поиску и онлайн-бронированию отелей по всему миру. По данным ФАС, которое оштрафовало сайт в конце августе, сервис принуждал отели придерживаться паритета цен, наличия номеров и условий. То есть владельцы отелей не могли разместить дополнительные номера на других сайтах или установить цены ниже, чем на Booking.com.
Стоит отметить, что такие условия сотрудничества Booking.com устанавливал только для сегмента онлайн-агрегаторов, то есть прямых конкурентов букинга. На другие каналы продаж это не распространялось.
Многие отельеры и пользователи высказались в поддержку сервиса, так как, несмотря на то, что является монополистом в своей отрасли и диктует свои условия, он предоставляет высокий уровень сервиса и устраивает обе стороны.
Владельцы отелей в Ростове и Ростовской области рассказали, что в период пандемии, безусловно, комиссия букинга оказалась высокой, так как плечо бронирования стало меньше, а цены остались на том же уровне. Тем не менее, многие отметили, что в сравнении с опытом сотрудничества с другими сайтами, Booking.com остается самым удобным.
Татьяна Нечепаева, генеральный директор гостиниц «Эрмитаж» и «Дон Кихот», член Совета Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области»:
- У большинства отельеров основную долю онлайн - продаж составляют продажи на Booking.com. У нас это самые высокие показатели из всех имеющихся онлайн - агрегаторов.
Что касается штрафа, на наш взгляд условия игры на рынке должны быть едины как для российских, так и для иностранных игроков. Нельзя считать, что Букинг использовал в своей маркетинговой политике запрещенные приемы, это делают все агрегаторы. Например, у нас есть опыт сотрудничества с «Экспедией». Они предлагают совсем неприемлемые условия договора. Букинг является самым технологичным, с одной из лучших систем лояльности.
Безусловно, что это очень дорого обходится для отельеров, которые находятся в очень низкой маржинальности на фоне выросших коммунальных платежей и дополнительных затрат в период пандемии. При этом мы сохраняем цены на том же уровне.
Сейчас в регионе количество гостиниц превышает спрос, и необходима поддержка Правительства области. Нужно, чтобы в город заходили федеральные проекты, крупные международные конференции или другие проекты. Кроме того, необходимы льготы на налоги на зарплату, как это было в приоритетных отраслях в прежние годы — 20% отчисления в фонды. В качестве мер поддержки было бы хорошо зафиксировать льготные цены на коммунальные платежи, а также субсидировать процентную ставку для отелей, находящихся в кредитных обязательствах».
Карина Шатворян, глава Представительства Федерации Рестораторов и Отельеров России в Ростове-на-Дону, председатель Комитета по развитию потребительского рынка и туриндустрии, управляющий партнер отеля «Европа»:
«На сегодняшний день Booking.com выступает лидером продаж гостиничных услуг по всему миру. С одной стороны, сотрудничество с сайтом является большой помощью для предприятий гостеприимства и туристов, а с другой – в некотором роде связывает «по рукам и ногам» свободное формирование конкурентных возможностей. Наш процент продаж с букинга составляет 35-40%.
Если считать в процентном соотношении, то для многих собственников гостиничного бизнеса не выгодно содержать договор с Booking.com из-за их комиссии в том числе. Недавно, пообщавшись лично с иностранными коллегами, я была удивлена уровнем комиссии – не более 10%, в то же время в России она может доходить до 25%. К тому же, мы не раз обращались в ФАС от имени ФРиО по поводу формирования не очень правильных требований к средствам размещения в договорах сотрудничества. Поэтому сейчас мы сотрудничаем на разных условиях и с другими агрегаторами, например, ООО «Компания Броневик», ООО «Экспресс-Трэвел», ООО «Академсервис».
Для нашего отеля пандемия повлияла на формирование контингента клиента отелей, долгосрочное заселения сменилось на короткий срок пребывания гостей. Если раньше наш отель позиционировал себя как бизнес-отель для размещения групп делового и производственного мира (командировки бизнесменов, масштабные выставки, наладка оборудования), то на сегодняшний момент мы встречаем транзитного туриста, следующего через наш город в Краснодарский край или обратно. Хочется обратить внимание на нехватку в регионе деловых активностей, тематических выставок, а также на необходимость привлечения инвесторов для организации работы предприятий промышленности».
Светлана Таменцева, исполнительный директор гостиничного комплекса «Новочеркасск»:
«От Booking.com нам приходит 50% продаж. Конечно, мы платим высокий процент комиссии, но, сравнивая с условиями других агрегаторов, это наиболее комфортная и лидирующая площадка. Считаем, что штраф справедлив, но, тем не менее, на букинге действительно самые низкие цены. Пандемия, безусловно, отрицательно сказалась на гостиничном бизнесе, меньше людей планируют поездки, загруженность снизилась. Отели нуждаются в субсидиях на коммунальные платежи».