Шрифт

Изображения

Цветовая схема

Закон о банкротстве будет модернизирован

17.05.2021

Об этом заявил министр экономического развития РФ Максим Решетников на брифинге, состоявшемся 13 мая 2021 г.

Об этом заявил министр экономического развития РФ Максим Решетников на брифинге, состоявшемся 13 мая 2021 г.

Текущая версия закона о банкротстве, действующая уже более 20 лет, воспринимается бизнесом зачастую либо как инструмент по ликвидации бизнеса, инструкция по ликвидации бизнеса, либо как способ затягивания процедур по возврату долгов и возможность не платить по обязательствам – отметил Министр.

В большинстве случаев компании прибегают к процедуре банкротства, когда активы из предприятия уже выведены. Дальше в рамках исполнительного производства или до этого по предложению кредитора суд назначает для ведения бизнеса арбитражного управляющего, на основе субъективных оценок которого и принимаются те или иные решения. В результате в 98% случаев вводится конкурсное производство, по факту происходит распродажа всего того, что осталось от предприятия. И только в 2% случаев запускаются реабилитационные процедуры, то есть действительно процедуры, направленные на сохранение занятости, рабочих мест, на продолжение производства. Как результат, более 60% кредиторов не получают ни рубля в рамках этой процедуры, и общая статистика говорит о том, что в 2020 году было удовлетворено лишь 5% требований кредиторов, то есть условно с 1 рубля только 5 копеек получили. При этом сама процедура занимает более двух лет.

Есть ещё один пример, когда предприятия-банкроты длительное время, десятки лет, ведут производство, не платят налоги, копят долги, при этом конкурируют на рынке с другими предприятиями, с теми, кто честно всё это платит. И это всё существенно искажает конкуренцию.

Основной посыл модернизации закона - это усиление функций и механизмов, связанных с реабилитацией предприятий. Процедура банкротства должна помогать сохранять рабочие места, сохранять работу предприятий, а не стимулировать распродажу активов и ликвидацию, как это часто происходит сейчас.

Во-первых, необходимо сократить количество процедур. Теперь их будет две. Либо реструктуризация долгов и процедура спасения предприятия, либо ликвидация бизнеса. Причём основной акцент именно на реабилитации бизнеса. Для этого добавляется ряд новых возможностей: в суде появится возможность у кредиторов и предприятия договориться о дисконте долга; можно будет продлить сроки возврата задолженности.

Во-вторых, меняется порядок расчёта и выплаты вознаграждения арбитражного управляющего– выплата вознаграждения будет увязана с результативностью. Вводится балльная система оценки деятельности арбитражных управляющих, будут учтены все их истории: как они проходили процедуру, что делали, насколько успешно и быстро. Если это всё-таки ликвидация предприятия – насколько быстро и эффективно была ликвидация произведена, продажа активов, насколько прозрачно, сколько условно с каждого рубля в конечном итоге получил кредитор. Это будет учитываться. А главным образом – реабилитационная процедура: насколько быстрой она была и как предприятия её прошли и сохранили занятость. В целом оценка деятельности арбитражных управляющих переходит на цифровую основу. Будет реестр управляющих, будет их рейтинг, баллы, система начислений и так далее. Усиливается также коллективная ответственность саморегулируемых организаций. Объём требований к ним может быть выше, и, соответственно, взыскать из компенсационного фонда убытки, которые возникли в результате работы управляющего, можно будет быстрее и в большем объёме.

В третьих – совершенствуется механизм торгов. Вводится так называемый англо-голландский аукцион, когда актив выставляется на продажу. Если есть заявки, то идёт аукцион на повышение, как это сейчас работает. Если заявок нет, то, соответственно, идёт снижение цены в одной и той же процедуре, то есть не надо несколько раз объявлять процедуру. Идёт аукцион – снижается цена, и, как только появился спрос, он снова пошёл на повышение. Инициаторы модернизации надеются, что такая гибкая процедура позволит сэкономить время и усилия, повысить прозрачность.

В-четвертых, вводится единая электронная платформа, вся эта деятельность будет прозрачной, на всех этапах оставлять цифровой след, с тем, чтобы та отрицательная практика, которая есть, была бы искоренена.

Принимая во внимание, что участникам рынка нужно будет время, чтобы адаптироваться к новому регулированию, часть положений вступает в силу через год после принятия законопроекта. Через полтора года вступают в силу новые положения по порядку отбора арбитражных управляющих, в первую очередь это случайный порядок их отбора в цифровой системе. Также в течение первых двух лет после принятия законопроекта будет возможность и старые процедуры использовать, и новые. То есть суд сможет назначать также имеющиеся процедуры, с тем, чтобы параллельно нарабатывалась новая практика и в то же время ещё существовала на переходный период старая. Важно, что в развитие законопроекта ещё предстоит разработать и принять порядка 30 подзаконных актов. То есть это действительно очень масштабная, системная реформа. На данном этапе разработчики прикладывают максимум усилий, чтобы создать регулирование, где будут сбалансированы все интересы.

Пресс-служба ТПП РО

по информации официального сайта Правительства РФ

Поделиться

Следующие новости