Шрифт

Изображения

Цветовая схема

В ТПП Ростовской области обсудили актуальные проблемы участников ВЭД: от трансграничных платежей до таможенного оформления

11.12.2025

10 декабря 2025 года в Торгово-промышленной палате Ростовской области состоялось заседание Комитета по внешнеэкономической деятельности. Эксперты, представители банковского сектора и таможенных органов обсудили с донским бизнесом актуальные вопросы международной торговли в условиях санкционного давления: трансграничные расчеты, логистику, сертификацию товаров и особенности таможенного контроля

Круглый стол на тему: «Актуальные проблемы участников ВЭД Ростовской области. Возможности  и перспективы в сфере ВЭД»  затронул текущие проблемы и риски, а также пути решения, возможности и перспективы в сфере логистики и таможенного оформления. Модератором дискуссии выступила начальник управления внешнеэкономического сотрудничества и выставочно-ярмарочной деятельности ТПП Ростовской области Анна Барышникова. В работе круглого стола также принял участие вице-президент ТПП РО Юрий Алексеевский. 

В ходе мероприятия выступил управляющий ГК «Эксперт групп», член Правления Гильдии «ГЕРМЕС» Евгений Балабайченко. Он рассказал об инструментах для участников ВЭД: таможенном оформлении, особенностях ввоза высокотехнологичного оборудования, трансграничных платежах. Спикер отметил, что важным моментом является сертификация, где эксперты помогают участникам ВЭД разобраться с требованиями Постановления Правительства РФ № 353  «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации». Сертификационные органы не всегда консультируют должным образом, поэтому стоит обращать внимание на ранее выданные сертификаты на аналогичные товары. Он рассказал, что разработаны несколько программ, упрощающих выход на международную торговлю, в том числе получение и пользование сертификатами соответствия.

Ключевым спикером по вопросам международных расчетов выступила Лидия Симонова, заместитель председателя правления по ВЭД банка «Центр-Инвест». Она подчеркнула кардинальные изменения на рынке трансграничных платежей после 2022 года и объяснила позицию банка. 

- Банк всегда должен ассоциироваться у клиента не с выгодой, а всё-таки с безопасностью. Мы ратуем за то, чтобы платёж шёл от начальной до конечной точки. «Центр-Инвест»  не работает ни с какими системами платежных агентов. Мы считаем, что наша миссия — проводить прямые платежи. Для нас это понятно, безопасно с точки зрения легальности и законности, — отметила спикер. Представитель банка сообщила о расширении географии корреспондентских отношений: помимо работы с 8 крупнейшими банками Китая, банк налаживает связи со странами Ближнего Востока, Африки, Монголии. 

Скорость совершения таможенных операций – всегда важный вопрос для участников ВЭД, и он находится под контролем руководства ФТС, рассказал  Андрей Курочка.  Важным фактором ускорения является система электронного взаимодействия, представляющая собой единое информационное пространство. В 2025 году средний срок выпуска товаров - 4 часа 26 минут. Доля авторегистрации деклараций составила 35%. Южный таможенный пост (центр электронного декларирования) работает ежедневно с 9 утра до 9 вечера, без выходных и праздничных дней. При этом он рассказал, что  таможня готова  перейти на круглосуточный режим работы в период закрытия годовых контрактов.

- Мы понимаем, что сейчас конец года, закрытие контрактов, возможно увеличение товаропотоков и скопление товаров на складах временного хранения. Если есть такая необходимость, мы обязательно в оперативном порядке рассмотрим ваши вопросы,  - заверил Андрей Курочка.  Было также отмечено, что при правильном заполнении декларации срок регистрации составляет всего 1,5 минуты, а доля экспресс-выпуска превышает 50%. 

Учредитель логистической компании  ООО «ВТА ЛАЙН», эксперт по ВЭД, член Правления ТПП Ростовской области Наталья Беседина стала одним из инициаторов проведения круглого стола и рассказала об актуальных логистических маршрутах и способах доставки и возможностях по снижению затрат и рисков в логистике. В 2025 году акцент на страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.  Стоит также обратить внимание на африканское направление, отметила спикер. Президент РФ Владимир Путин  поставил задачу развития поставок на африканский континент, а также в Южную Америку.  Для китайского и юго-восточного направления актуален маршрут через порты Дальнего Востока с последующей транспортировкой по железной дороге до станции Ростов-Западный.

- Еще один важный маршрут – прямые контейнерные поезда, ориентированные на московский регион, но актуальные и для наших импортеров, поскольку сроки доставки составляют от 20 до 25 дней, рассказала Наталья Беседина. - Это оптимально для срочных поставок. Кроме того, формируются сборные контейнеры, что удобно для небольших партий товаров из Китая. В последние годы активно используются автомобильные перевозки, включая сборные, в основном через Москву, с последующей доставкой в регионы. Сроки доставки составляют 17-25 дней до Москвы, плюс несколько дней на таможенное оформление и доставку в Ростов.

Для сложного или негабаритного оборудования, учитывая дефицит специальных контейнеров и высокие ставки на контейнерные линии через Новороссийск и Дальний Восток, рекомендуется использовать автомобильный транспорт. Прямые суда из Шанхая в Новороссийск занимают около 30 дней, но большинство линий используют порты перевалки, такие как Стамбул или Джебель-Али, увеличивая сроки доставки до 45 дней.

Вместе с тем эксперт выразила обеспокоенность ростом тарифов на автомобильные перевозки в такие страны, как Киргизия и Казахстан: «Если раньше, например, доставка в Казахстан обходилась в 140-160 тысяч, то сегодня эта цифра уже достигает 240-280 тысяч, а иногда и 300 тысяч. Такая динамика, к сожалению, вызывает обеспокоенность».

По итогам выступлений предприниматели задали вопросы спикерам и получили возможность обсудить конкретные кейсы из опыта внешнеэкономической деятельности. Мероприятие продемонстрировало, что, несмотря на сложную внешнеэкономическую обстановку, у донского бизнеса есть инструменты и партнёры для успешного ведения международной торговли. 

Поделиться

Следующие новости