21 мая 2025 года в ТПП Ростовской области прошла встреча предпринимателей с Южным транспортным прокурором
Во встрече приняли участие представители транспортных организаций и портовых сооружений, Южный транспортный прокурор Сергей Сафинов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза, председатель Ростовского областного отделения «ОПОРА России» Вадим Мирошниченко. Модератором встречи выступила вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова.
Первым вопросом на повестке дня стало обсуждение транспортной доступности Азовского порта, который имеет стратегическое значение для экономики региона. Он является важным звеном в транспортной инфраструктуре, обеспечивающим экспорт продукции агропромышленного комплекса и других отраслей, отметил председатель Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области; председатель Комитета ТПП Ростовской области по развитию малого и среднего предпринимательства Игорь Симаков. Отсутствие надлежащей подъездной дороги к терминалам порта приводит к убыткам грузоперевозчиков и негативно сказывается на социально-экономической стабильности Азовского района и Ростовской области. Эта проблема носит системный характер и затрагивает интересы бизнеса на разных уровнях власти. Многочисленные повреждения дорожного покрытия и огромные выбоины занижают скорость и способствуют повреждению автомобилей, что приводит к убыткам грузоперевозчиков. Так, по словам директора ООО «Лайт Транзит» Алины Шапаревой, после погрузки из 15 машин остаётся 9-10. Предприниматели финансируют ямочный ремонт, затрачивая миллионы рублей, но проблема не решается, рассказал Игорь Симаков. Для обеспечения подъезда к терминалам Азовского международного морского порта, минуя город Азов, бизнес предлагает часть дороги, проходящей через Азовский район, передать в собственность Ростовской области для её дальнейшей модернизации и обеспечения беспрепятственного подъезда к порту.
Предпосылки и последствия изменения статуса портов «Ростов-на-Дону» и «Азов» с речного на морской предложил обсудить председатель Совета Ассоциации «Водный транспорт Дона», заместитель председателя Комитета ТПП Ростовской области по развитию транспортно-логистического комплекса Александр Огарев. Смена статуса создала избыточное и во многом противоречивое правовое регулирование деятельности водного транспорта. Это повлекло значительную дополнительную финансовую нагрузку на портовые предприятия и бюджетную систему региона.
Председатель Совета директоров АО «Ростовский порт» Олег Грызлов подробно изложил мнение портовиков, которые вынуждены тратить дополнительные средства на выполнение требований, предусмотренных для морских портов. При этом многие из требований являются избыточными. Возникла парадоксальная ситуация: при осуществлении хозяйственной деятельности на реке Дон необходимо соблюдать требования законодательства, регулирующего осуществление деятельности на море. Получилось, что законодатель, пытаясь урегулировать вопросы международной торговли, создал жесткие условия для регулирования внутреннего судоходства. Также в дискуссии приняли участие: генеральный директор ООО «Дон» Герман Лопаткин и председатель Совета директоров АО «Азовская судоверфь» Александр Олейников, генеральный директор OOO «СК «Голубая волна» Александр Фадеев, директор филиала АО «РЖД Логистика» Артем Колобов, генеральный директор АО «Азовский порт» Геннадий Гребенюков.
Адвокат Адвокатской палаты Ростовской области Сергей Калашник обратил внимание коллег на юридическую грамотность предпринимателей, объективность правовых позиций предпринимателей в рамках проверок. Он предложил активнее использовать процедуру медиации при возникновении споров с государственными органами.
Вопрос о взаимодействии с контрольными (надзорными) органами предложил обсудить директор по общим вопросам ООО «Бонум» Евгений Богданов. По его словам, в условиях санкционного давления, объективных трудностей с взаиморасчетами при экспортных операциях и падением рынка, избыточное внимание контролирующих органов оказывает серьезное давление на хозяйственную деятельность предприятий. Евгений Богданов обратился к Южной транспортной прокуратуре с просьбой защитить права и законные интересы добросовестных предпринимателей.
Как отметил в своем выступлении Южный транспортный прокурор Сергей Сафинов, в Южной транспортной прокуратуре функционирует эффективная система мониторинга и оценки факторов, влияющих на развитие регионального бизнеса, а также разработаны методики и алгоритмы надзорной деятельности прокуроров. Так ведомство при согласовании проверок на 2025 год свыше 70% исключило. Прокуратура также отклонила 139 заявлений о внеплановых проверках бизнеса, что составляет — 67,6% от всех обращений. Эти факты наглядно демонстрируют стремление сокращать излишние вмешательства в деятельность предпринимателей, особенно в условиях беспрецедентного давления на российскую экономику.
- Защита прав предпринимателей является приоритетным направлением нашей деятельности, и мы будем и впредь прилагать все усилия для создания благоприятных условий для ведения бизнеса в Ростовской области, - заверил Сергей Сафинов. Он рассказал, что за прошедший период выявлено более 300 нарушений законодательства в сфере защиты бизнеса, что привело к принятию судебных актов, восстановлению нарушенных прав и привлечению к ответственности свыше 45 лиц. С помощью прокуратуры возвращены свыше 3,2 млн рублей, неправомерно начисленных из-за ошибок в классификации товаров при внешнеэкономической деятельности. Только за последнее время поступило около 40 обращений от хозяйствующих субъектов, из которых значительная часть удовлетворена.
Олег Дереза также отметил положительный опыт взаимодействия Южной транспортной прокуратуры с аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области: «На протяжении многих лет выстроены конструктивные, я бы сказал, даже дружеские отношения. Это позволяет оперативно реагировать на нарушения прав предпринимателей, особенно в такой чувствительной сфере, как транспорт и таможня».