Шрифт

Изображения

Цветовая схема

Ростовская область успешно презентовала Региональный стандарт развития креативных (творческих) индустрий

18.12.2025

16 декабря в Москве в рамках национальной повестки развития креативной экономики прошли презентации региональных стратегий развития креативной экономики до 2030 года

13 регионов России продемонстрировали свои подходы к выстраиванию экосистемы креативной экономики с акцентом на локальные особенности, кадровый потенциал, культурное наследие и цифровую трансформацию. 

Региональную стратегию представил министр экономического развития Ростовской области Павел Павлов и руководитель Региональной экспертной группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по внедрению Стандарта развития креативных индустрий (КИ) в регионе, председатель Комитета ТПП Ростовской области по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры Оксана Коростиева. 

Павел Павлов рассказал, что  Ростовская область занимает 6 место по численности населения и 33 место – по размеру территории. Общий объем инвестиционных проектов региона превышает 1 триллион рублей. Из 12 элементов стандарта девять уже полностью внедрены, а три находятся в процессе реализации. В области представлены все 16 креативных индустрий, но 80% добавленной стоимости обеспечивают лишь пять: программное обеспечение, исполнительское искусство, гастрономия, архитектура и урбанистика. 

За последние четыре года объем ВРП в креативных индустриях вырос с 40 до 70 миллиардов рублей. Мы учитываем самозанятых (95 000 человек, или 4,4% занятых) и более 70 000 компаний, 72% из которых – индивидуальные предприниматели. При этом имеется некий территориальный дисбаланс: 74,5% выручки формируется в Ростове-на-Дону. Вместе с тем,  креативное присутствие охватывает не только донскую столицу, но и Таганрог, Шахты, Волгодонск и Новочеркасск. В каждом из этих городов присутствует нацеленность на стимулирование развития конкретных отраслей. В 2025 году собран реестр 150 уникальных компаний. Представители Ростовской области презентовали коллегам подарочный набор стеклянных шаров, созданный местным предпринимателем.

– Это продукт нашей креативной индустрии, стекло для шара выдувается вручную. Кроме того, у нас есть другие известные бренды, такие как семикаракорская керамика, мультсериалы о нейронах, а также бренды, специализирующиеся на настольных играх и одежде для всех возрастов,  – отметил Павел Павлов. Он рассказал о том, что одно лишь Министерство экономического развития не сможет в одиночку продвигать все креативные отрасли. Необходимо привлечь другие ведомства, и для этого составлена матрица по 16 направлениям с определением профильных министерств. К процессу также подключен уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе.

Павел Павлов рассказал, что каждый четвертый студент вуза и каждый третий студент колледжа обучаются по специальности, связанной с креативными индустриями. За последние четыре года рост выпускников вузов в сфере креативных индустрий составил 11,6%, а в системе СПО – 12,3%. Наибольший прирост наблюдается в сферах отдыха, развлечений и исполнительских искусств.

– Важным ресурсом является Институт креативных индустрий Донского государственного технического университета, где более полутора тысяч студентов обучаются по шести направлениям, включая продюсирование в сфере креативных индустрий, - отметила Оксана Коростиева. – Исторически Ростовская область – центр джазового образования в России, где в 1974 году было создано первое эстрадно-джазовое отделение. Анимационный кластер «Нейрон», реализуемый как в классическом формате, так и в метавселенной, проводит акселераторы для молодых специалистов в области анимации и цифровых искусств. Гастрономический и туристический бренд «Ростов – город со вкусом» позиционирует город как гастрономический центр юга России, сочетающий казачьи традиции и современную культуру. В регионе реализуется множество интересных проектов. Это и Театральный кластер «Линия», номинированный на «Золотую маску» инновационный независимый проект, действующий в Ростове-на-Дону с 2019 года; крупнейший литературный форум юга России – фестиваль «Слово на Дону», собирающий около 5000 участников и предлагающий порядка 40 мероприятий от книжных ярмарок до литературных экскурсий; южный фестиваль «Искусство чистого поля», с 2023 года объединяющий культурную и креативную инфраструктуру Ростова, представляя около 40 событий на 17 площадках. 

По словам спикеров, в 2026 году предстоит завершить три этапа внедрения регионального стандарта, для чего важно обновить план мероприятий стратегии развития креативных индустрий, создать и вести реестр субъектов креативных индустрий Ростовской области, а также стимулировать формирование креативных кластеров в муниципалитетах и разрабатывать перечень мер поддержки в регионе.

– Хочу выразить глубокую благодарность за тщательную работу над этим документом. Меня очень радует, что многие уникальные находки, сделанные в Ростовской области, в конечном итоге были включены в Регстандарт версии 2.0. Признаюсь, мы тоже кое-что позаимствовали из ваших проектов. Спасибо большое, отличная работа, – прокомментировала презентацию Ростовской области директор Центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде

Она также подчеркнула, что вопросы инвестирования, разработки финансовых механизмов для творческих отраслей и охраны прав на интеллектуальную собственность были учтены в новой редакции Регионального стандарта развития креативных индустрий АСИ. Всего обновленный стандарт включает 14 шагов, – сообщила она на презентации региональных стратегий развития креативной экономики до 2030 года.

Екатерина Черкес-заде заявила о предложении Агентства регионам сосредоточить усилия на приоритетных сферах и секторах креативной индустрии. Как только регион выберет ключевые направления и отрасли для развития, АСИ готово оказать поддержку в создании модели развития для этой конкретной отрасли. Таким образом, акцент на выбранных областях позволит более эффективно выстроить стратегию развития креативной экономики в регионе.

Для успешного внедрения стандарта необходимо зафиксировать региональные стратегии в законодательных актах субъектов Федерации. Это, в свою очередь, создаст основу для формирования макроэкономической стратегии развития креативных отраслей в регионе в будущем.

Поделиться

Следующие новости