В ТПП Ростовской области донские производители и представители столичных торговых компаний искали общий знаменатель для сотрудничества
В ТПП Ростовской области донские производители и представители столичных торговых компаний искали общий знаменатель для сотрудничества. Встреча с представителями официальной делегации Правительства Москвы прошла по инициативе областного департамента потребительского рынка и областного Минсельхоза.
1 место в России
Ростовская область сегодня один из главных аграрных регионов России. Она занимает 1 место в стране по производству мяса утки, индейки и производству растительного масла; 2 место - по производству зерна и яиц; 5-е место - по производству молока. Только в первом полугодии 2015 года объем производства растительного масла составил 380 тыс. тонн. Сыров и творога было произведено - 11 тыс. тонн, мяса и субпродуктов – 55 тыс. тонн, колбасных изделий – 25 тыс. тонн; муки –90 тыс. тонн; крупы – 28 тыс. тонн, яиц - 1 млрд. штук. При этом почти половина экспорта Ростовской области (46%) составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
По словам директора департамента потребительского рынка Ирины Теларовой, Ростовская область активно развивает виноделие и донская продукция вполне конкурентоспособна на российском рынке.
Бренд «Сделано на Дону»
Руководитель Департамента торговли и услуг г. Москвы Алексей Немерюк, возглавивший московскую делегацию высоко оценил агрокомплекс Дона. Он представил московских гостей и предложил перейти к открытому диалогу. Как показала встреча, донские производители и московские торговые сети заинтересованы друг в друге.
Ритейл переходит на отечественную продукцию и ему нужен широкий круг поставщиков. «Еще в прошлом году импорт составлял 40%, а в этом около 27%. Можно с уверенностью сказать, что мы переходим на продукцию российских производителей», рассказал директор по закупкам Московской сети магазинов «Магнолия» Сергей Ким. Он сообщил, что взыскательный и избалованный выбором московский покупатель лояльно относится к донской продукции. Поэтому он приехал в Ростов-на-Дону для поиска новых партнеров.
Разногласия
Однако, несмотря на взаимный интерес, существуют непримиримые разногласия. Так, по мнению производителей, оптовики - это самое слабое звено, от которого нужно отказаться. Они подчас создают ненужный фильтр и не заинтересованы в сотрудничестве с региональными компаниями. По мнению представителей агрокластера ФУД СИТИ, крупнейшего оптово-продовольственного центра России, они готовы работать напрямую с производителями. Однако отсутствие посредников не должно отразиться на логистике и качестве поставок.
Сложная и длительная процедура подписания договоров также отпугивает потенциальных региональных партнеров. В частности, один из ростовских производителей несколько месяцев пытается подписать контракт с торговой сетью ««Седьмой континент». Руководитель московской делегации Алексей Немерюк предложил выяснить причину задержки. Стороны обменялись мнениями из которых выяснилось, что поставщик заполнил договор с ошибками, неправильно указав дату рождения руководителя. Эта ошибка оказалось настолько роковой, что несмотря на призыв руководителя столичного департамента торговли и услуг форсировать события, представитель торговой сети не смогла пообещать подписание контракта до сентября.
Директор ОАО «Сальское молоко» Татьяна Панченко пожаловалась на непомерный размер бонусов: «10 процентов - это для нас очень много. Это фактически работать в убыток».
Штрафы
Любой шаг вправо или шаг влево ведет к тому, что производитель будет оштрафован. Причем срыв сроков поставки или невыполнение количественных показателей может произойти вовсе не по вине производителя, а заплатит он.
«Мы так приучаем наших партнеров к дисциплине», - ответил на претензию директор по закупкам Московской сети магазинов «Магнолия» Сергей Ким. Хотя как раз в его компании от системы штрафов отказались. Представители других торговых сетей предложили производителям дочитывать условия контракта до конца. Производитель может направить информационное письмо о срыве и предупредить партнера. И если это письмо будет именно предупреждающим, а не будет постфактум после срыва, то никто никого не оштрафует.
«Все так, да не так», – говорит другой донской предприниматель. По его словам, у представителей сетей один ответ – либо соглашайтесь, либо идите и дышите кислородом. Индивидуальный предприниматель Богос Акопян рассказал о своем «выгодном» сотрудничестве с торговой сетью «Магнит»: «Семечки продаю, а масло не выгодно продавать. 5 лет цену не поднимают. Уйти из сети не могу - штраф. Работал с «Магнитом» себе в убыток. Ушел - заплатил штраф в 500 тысяч рублей». Донские производители подтвердили тот факт, что протокол разногласий в сетях не принимается. А это значит, что в контракте учитываются только интересы продавца и никак не учитываются интересы поставщиков.
«Мы вас услышали», подытожил официальную часть встречи руководитель Департамента торговли и услуг г.Москвы Алексей Немерюк. Он представил столичных рестораторов и отельеров, которые после встречи получили возможность установить прямые контакты с донскими товаропроизводителями.