Шрифт

Изображения

Цветовая схема

Обзор электронных сервисов для закупок малого объема

08.07.2022

Департаментом развития предпринимательства ТПП РФ разработаны методические рекомендации по использованию возможностей региональных торговых площадок для продвижения товаров, работ и услуг.

С 1 июля 2022 года у заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ, появится возможность приобретать продукцию у малых и средних предпринимателей по принципу «электронного магазина». Такие закупки станут проводиться на электронной площадке.

Возможность пользоваться упрощенной закупочной процедурой при работе с предпринимателями (и в силу ч.15 ст.8 Закона № 223-ФЗ с самозанятыми гражданами) предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323 (далее — Постановление № 2323). Этот нормативный акт внес изменения в Положение № 1352 в виде дополнительного п. 20. В нем и определяются основные принципы взаимодействия заказчика и поставщика через «электронный магазин».

Пользоваться упрощенным механизмом при закупках — это право, а не обязанность заказчика (абз. 1 п. 20(1) Положения № 1352). Если потребности и целесообразности применять данный механизм нет, автономное учреждение может продолжить осуществлять закупки у предпринимателей посредством привычных процедур, прописанных в своем положении о закупке, — конкурентных способов (ст. 3.2—3.4 Закона № 223-ФЗ, п. 4 Положения № 1352) и неконкурентных (Письмо Минфина России от 22.11.2021 № 24-04-09/94110).

По стоимости закупки есть ограничения. Согласно пп. «б» п. 20(1) Положения № 1352 цена договора, заключенного посредством закупки через «электронный магазин», не должна превышать 20 млн руб. В отношении исполнителей Закона № 44-ФЗ механизм «электронного магазина» действует с 1 апреля 2021 года.

В силу ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ данный механизм можно использовать только в отношении товаров, внесенных в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Стоимость же закупки не должна превышать 3 млн руб. Кроме того, имеются ограничения по виду деятельности заказчиков, которые вправе воспользоваться данным механизмом. Такое право есть у учреждений культуры, образовательных, физкультурно-спортивных организаций и др.

Закупки малого объема — это закупки на суммы, установленные законодательными нормами. Так, в 44-ФЗ сумма такой закупки не превышает 600 000 руб., при этом для заказчика существуют ограничения по годовому объему малых закупок (п. 4, 5 ч. 1, ст.93, 44-ФЗ). В рамках 223-ФЗ малой закупкой считается закупка, сумма которой не превышает 100 000 руб. или не превышает 500 000 руб., если годовая выручка заказчика составляет более 5 млрд. руб. (п.1, ч.15, ст.4, 223-ФЗ).

Малые закупки отдельного законодательного регулирования не имеют, и чаще всего проводятся упрощенным (неконкурентным!) способом, а именно,  путем закупки у единственного поставщика.

Развитие современных IT-технологий предлагает использование специализированных сервисов (электронных магазинов), позволяющих проводить закупки малого объема по 44-ФЗ и по 223-ФЗ по упрощенной схеме. Рынок электронных магазинов появился давно, собственно с появлением самого понятия малых закупок, которое обозначилось еще в 94-ФЗ, а с появлением 223-ФЗ продолжил свое развитие. В результате внедрения и многолетней работы этих сервисов в конкретных регионах и на уровне крупных организаций заказчиков многие из таких электронных магазинов доказали свою эффективность.

В методических рекомендациях, подготовленных ТПП РФ, представлен перечень электронных магазинов с описанием их функционала, регионального охвата, наполнения, тарифов. Обобщена информация по порядку регистрации и организации продаж, приведены сравнительные характеристики различных сервисов. 

В случае, если компании не используют данные площадки и возможности электронных торгов, – методичка кратко содержит все данные для принятия управленческого решения. В ином случае малые и средние предприятия получат информацию о возможности расширения рынков сбыта своей продукции.

Скачать методические рекомендации

Поделиться

Следующие новости