Авторские и смежные права. Кому и сколько платить за использование фонограмм в предпринимательской деятельности? Эти и другие вопросы обсуждались в Торгово-промышленной палате Ростовской области на специальном семинаре для предпринимателей, которые в своем бизнесе используют музыкальные произведения.
Авторские и смежные права. Кому и сколько платить за использование фонограмм в предпринимательской деятельности? Эти и другие вопросы обсуждались в Торгово-промышленной палате Ростовской области на специальном семинаре для предпринимателей, которые в своем бизнесе используют музыкальные произведения. Музыка в данном случае расценивается как дополнительный фактор привлечения клиентов. Предприниматели и организации уже получают уведомления от различных организаций, представляющих права и интересы изготовителей, авторов, исполнителей, о необходимости оплаты за звучание фонограмм.
К дискуссии подключились все участники процесса: представители кафе, ресторанов, гостиниц, фитнесс-клубов и т.д. Авторское сообщество представляли «Северо-Кавказская ассоциация защиты интеллектуальной собственности», «Российский Союз правообладателей» и «Российское авторское общество». Пункты четвертой части Гражданского кодекса, касающиеся интеллектуальной собственности, разъясняли юристы Торгово-промышленной палаты области и юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры».
По мнению юриста этой фирмы Евгения Долинского, практика применения соответствующей части Гражданского кодекса до конца еще не сложилась. Тем не менее, законодательством предусмотрена гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав.
С 1 января 2008 года вступили в силу Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование в коммерческих целях музыкальных произведений. И, тем не менее, предприниматели до сих пор не понимают кому, сколько, а порой и за что нужно платить. С кем заключать договоры об оплате? Как вести статистику прозвучавших песен? Нет единой позиции в том числе и по вопросу оплаты за музыку, звучащую, например, в кафе или холле гостиницы по радио. Если за это нужно платить, то как отследить, кто и какую песню исполнил?
Пожалуй, единственный пункт, в котором мнения сошлись – платить надо. Но по каким расценкам? По информации управления потребительского рынка товаров и услуг Министерства экономики области, работа с Российским авторским обществом (РАО), в том числе и по установлению размера вознаграждения, в прошлом году активизировалась. В РАО были направлены предложения по приемлемым расценкам, с учетом, что ставки, утвержденные Авторским Советом РАО, значительно превышали минимальные ставки авторского вознаграждения. Кроме того очевидна разница в доходах предприятий крупных городов, сельских районных центров, маленьких населенных пунктов. Замдиректора Южного филиала РАО Алла Каминская сообщила, что все эти пожелания учтены и зафиксированы в виде понижающих коэффициентов к расценкам в том числе и для территорий с населением менее 1 тысячи жителей. По мнению начальника правового управления ТПП РО Владимира Кочуры, авторское вознаграждение - это предмет для обсуждения в каждом отдельном случае.
Представитель Южного территориального управления «Росохранкультуры» Виктор Мазур предложил выход – собрать все вопросы предпринимателей по этой проблеме и направить в Москву в головной офис своего ведомства. Продолжить работу в этом направлении намерено и правовое управление Торгово-промышленной палаты Ростовской области.