Ответ на этот вопрос искали участники III Донского юридического форума
Ответ на этот вопрос искали участники III Донского юридического форума, в рамках которого с докладом выступила заместитель начальника Правового управления Союза «Торгово-промышленной палаты Ростовской области» Юлия Владимировна Кочура.
Отсутствие конкуренции – поле для коррупции
Вопрос о госзакупках - ключевой для развития малого и среднего бизнеса. Торгово-промышленная палата России и ТПП Ростовской области последовательно выступают за доступность и прозрачность системы госзакупок.
Так, в 2016 году продлены льготы для малого и среднего предпринимательства. Эти льготы, за продление которых выступала ТПП РФ, имеют целью сократить расходы малого бизнеса. Вместе с тем даже послабление требований к поставщикам не решает вопрос прозрачности и доступности системы госзакупок для малого бизнеса. По данным Счетной палаты РФ, число нарушений при осуществлении государственных закупок в рамках 44-ФЗ с каждым годом растет. Только в 2015 году рост составил 30%. При этом по сравнению с прошлым годом доля неконкурентных закупок выросла почти вдвое. 40% госзакупок — это закупки у единственного поставщика. При этом основная масса нарушений носит процедурный характер, сказано в официальном пресс-релизе на сайте Счетной палаты РФ.
Общественный контроль – миф или реальность?
Несмотря на то, что госзакупки традиционно считаются наиболее коррупционноемкой сферой внутригосударственной жизни, законодательство РФ дает все рычаги для общественного контроля, уверена заместитель начальника Правового управления Союза «Торгово-промышленной палаты Ростовской области» Юлия Кочура. В своем докладе на III Донском юридическом форуме она рассказала о проведении антикоррупционной экспертизы конкурсной документации: «Как показывает практика, очень часто предпосылки для возникновения коррупции формируются уже на этапе планирования и подготовки конкурсной документации».
Например, неопределенность документации, трудновыполнимые и обременительные требования к участникам конкурсов. Юлия Кочура соглашается с теми, кто говорит, что это достаточно сложная экспертиза: «Выявить коррупциогенные факторы простым просмотром документа вряд ли получится. Объект антикоррупционной экспертизы – это документация о закупке, в состав которой, как правило, входят: извещение о конкурсе; техническое задание; проект государственного контракта; иные документы в зависимости от формы конкурентной процедуры».
Сложно – не значит невозможно
Правовая основа для такой работы имеется, а значит и имеется инструмент влияния, который необходимо использовать общественным организациям. Законодательство наделяет общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации правом участия в осуществлении общественного контроля. Одна из его форм – общественная антикоррупционная экспертиза. Своевременное выявление таких факторов и их устранение из конкурсной документации является важным профилактическим средством борьбы с коррупцией.
Следующие новости
Программа кредитования субъектов МСП
АО «Корпорация «МСП» совместно с Банком России реализует новый инструмент государственной поддержки кредитования
07.06.2016