В Госдуму РФ внесен законопроект о нестационарной и мобильной торговле, который планируется к рассмотрению в первом чтении уже в феврале, а во втором чтении - в апреле 2019 г. Торгово-промышленная палата Ростовской области поддерживает инициативу Мипромторга РФ, но с учетом доработки отдельных положений законопроекта
В Госдуму РФ внесен законопроект о нестационарной и мобильной торговле, который планируется к рассмотрению в первом чтении уже в феврале, а во втором чтении - в апреле 2019 г. Торгово-промышленная палата Ростовской области поддерживает инициативу Минпромторга РФ, но с учетом доработки отдельных положений законопроекта.
Необходимость установления единых прозрачных правил для регулирования нестационарной торговли в России назрела уже давно. Работа по подготовке поправок в закон о торговле велась в течение нескольких лет. В результате текст поправок по объему в 2 раза превысил сам закон.
Сегодня размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на различных правовых основаниях и условиях. На федеральном уровне не установлено единообразных подходов к определению терминологии, основных принципов оформления права на размещение НТО, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, а также гарантий прав предпринимателя на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса. Кроме того, субъектами РФ и муниципалитетами не учитываются особенности развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и иных механических средств.
По мнению вице-президента ТПП Ростовской области Светланы Абдулазизовой, предложенный законопроект призван помочь малому и среднему предпринимательству. Он закрепляет принцип "меняется место - сохраняется бизнес". Это позволит гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения НТО потребуется для государственных или муниципальных нужд и планируется к изъятию.
В законопроекте много положений, призванных защитить интересы бизнеса, в частности:
- предлагается установить срок действия договора на размещение НТО от 5 до 7 лет;
- запретить сдавать НТО в субаренду;
- в схемы размещения объектов НТО будут включены объекты, расположенные на частных землях, к таким объектам также будут предъявляться требования по внешнему виду и архитектурным решениям, как и для НТО, расположенных на муниципальных или государственных землях;
- изменения и дополнения в схему размещения муниципальные власти будут выносить на общественные обсуждения с участием жителей и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в размещении указанных нестационарных или мобильных торговых объектов.
До настоящего времени законодательно никак не регулировался такой вид торговли как мобильная (развозная) торговля. Новый законопроект предлагает выделить мобильные торговые объекты (автомагазины, автолавки и другие) в отдельную категорию, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих ее от других форматов. Соответствующий вид торговой деятельности будет осуществляться на основании свидетельств, выдаваемых уполномоченными органами государственной власти в регионах, которые должны будут формировать и вести реестр мобильных торговых объектов.
Регулирование мобильной торговли для различных по численности населения населенных пунктов предусматривается осуществлять по- разному. Более жесткие требования устанавливаются для населенных пунктов с численностью более 100 тысяч человек, в том числе касающиеся технического состояния и функционального оснащения транспортного средства, с помощью которого осуществляется развозная торговля.
Также органам местным и региональным органам власти предлагается предоставить право определять конкретизированные условия, требования и ограничения к организации развозной торговли. Но формулировки законопроекта, к сожалению, не имеют однозначного толкования и имеют признаки коррупциогенности, - полагают эксперты ТПП Ростовской области.
Палата подготовила свои предложения и совместно с ТПП России предложила доработать отдельные положения документа. Так, например,устанавливаются очень жесткие требования к специализации НТО – 80 процентов всех позиций. Это поставит предпринимателей в сложные условия и лишит возможности гибко переориентировать торговлю в соответствии с потребностями рынка. ТПП Ростовской области предлагает установить специализацию НТО на уровне 50% .
Законопроект ограничивает возможность предпринимателей, добросовестно выполняющих условия договора на размещение или договора аренды НТО, на перезаключение соответствующего договора без конкурса. Такое право будет предоставлено только 1 раз, а затем предполагается повторное участие в торгах на общих основаниях. На взгляд экспертов системы ТПП, это избыточное ограничение.
Еще одно требование нового законопроекта, по мнению экспертов Торгово-промышленной палаты, является избыточным. Это требование по размещению НТО в соответствии с документами территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Работа над текстом законопроекта продолжается. Все заинтересованные стороны могут ознакомиться с ним и направить свои мнения разработчикам. С таким предложением выступила вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова на заседании Совета по предпринимательству, которое состоялось 7 февраля в Администрации г.Ростова-на-Дону.
Справка: В Торгово-промышленной палате РФ ведется работа по обсуждению положений законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли).
Данный законопроект, по мнению представителей бизнеса, позволит существенно улучшить ситуацию в России в сфере нестационарной и развозной торговли. Предпринимательское сообщество активно поддерживает его принятие, при этом высказывая ряд предложений по доработке.
Эксперты ТПП России обобщили поступившие предложения и замечания в таблице поправок к законопроекту.