Шрифт

Изображения

Цветовая схема

На Юге России самые высокие темпы развития внемагазинной торговли

02.12.2011

Перспективы и проблемы удаленной торговли рассмотрели участники круглого стола, который прошел в ТПП Ростовской области.

Перспективы и проблемы удаленной торговли рассмотрели участники круглого стола, который прошел в Торгово-промышленной палате Ростовской области. Организатором мероприятия выступил Комитет по развитию потребительского рынка ТПП РФ.

В нем приняли участие представители Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ТПП Ростовской области, а также специалисты Высшей школы экономики, заместитель директора департамента потребительского рынка Ростовской области, и предприниматели – участники рынка удаленной торговли. По мнению вице-президента ТПП Ростовской области Алексея Кобилева, внемагазинная торговля является одной из наиболее перспективных форм ритейла. Она включает в себя интернет-торговлю; торговлю по каталогам и через телемагазины с последующей почтовой доставкой; прямые продажи и продажи через торговые автоматы (вендинг).

Своим мнением о перспективах удаленной торговли поделился ответственный секретарь рабочей группы Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Чекарев. Он представил презентацию аналитического исследования, которое проводила ВШЭ (Высшая школа экономики г. Москва). Согласно полученным данным, оборот внемагазинной торговли за последние пять лет увеличился фактически втрое. Его доля в структуре российского ритейла составила 4.3%. Сегмент внемагазинной торговли демонстрировал рост даже в условиях экономического спада. И это только начало, уверены многое эксперты. Доля внемагазинной торговли в мире в среднем около 6%. Причем в Европе и США она существенно выше. Лидерами по внедрению удаленного вида торговли являются Франция и Германия. Именно в этих странах долгие годы велась пропаганда и реклама покупок по интернету. Сегодня там работают автоматические терминалы, которые выдают посылку своим получателям. По мнению Александра Чекарева, представившего исследование ВШЭ, Россия также в будущем будет вынуждена решать вопрос с логистикой и упрощенной схемой доставки покупок.

По мнению члена рабочей группы по удаленным каналам продаж Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Михаила Яценко, именно логистика и стоимость доставки является ахиллесовой пятой для российских предпринимателей. Основным игроком по доставке товара является Почта России. Стоимость ее услуг высока, но отказаться в пользу другого доставщика предприниматели не могут, потому что именно Почта РФ имеет самую большую сеть по стране, являясь, по сути, монополистом.

С этим утверждением не согласилась заместитель директора по коммерции УФПС РО ФГУП Почта России Юлия Виноградова: «Мы давно уже, к нашему сожалению, не монополисты на этом рынке. По ее мнению, вопрос стоимости почтовых услуг также неоднозначен: «У нас сегодня существует большое количество тарификаций в зависимости от потребностей клиента. Мы готовы и в дальнейшем идти навстречу клиентам». Однако Юлия Виноградова согласилась с тем, что основная беда Почты России в недостаточном качестве оказания услуг: «Нет информации, где посылка, когда она будет у вас и почему именно в такие сроки. Мы хорошо знаем о своих болевых точках и работаем в области повышения сервиса».

В свою очередь донские предприниматели сообщили участникам круглого стола в том, что доставка – это самая малая проблема для них. Основным тормозом на пути развития внемагазинной торговли они считают отсутствие ясных и прозрачных правил игры, которые позволили бы клиентам ориентироваться в интернет-магазинах. Сегодня уровень доверия у населения к удаленным продавцам крайне низкий. Клиенты не знают критериев, по которым смогут определить, когда перед ними надежный партнер, а когда - виртуальная фирма, которая растворится в пространстве Рунета также легко, как и появилась. Михаил Яценко представляющий, как Комитет как по развитию потребительского рынка ТПП РФ, так и Национальную Ассоциацию дистанционной торговли, исполнительным директором которой он является, призвал всех участников рынка решать эти проблему путем саморегулирования. Он сообщил, что все участники Ассоциации подписывают своеобразный кодекс чести, который является пропуском на цивилизованный рынок удаленной торговли. Михаил Яценко уверен, что внемагазинная торговля – это будущее потребительского рынка.

Все оптимистические прогнозы развития удаленной торговли, особенно в провинции, оправдаются только в том случае, если количество интернет-пользователей будет расти, уверена начальник отдела экономического анализа и прогнозирования Департамента развития потребительского рынка Ростовской области Лилия Гончарова. По ее мнению, развитие удаленной торговли неразрывно связано с развитием сети Интернет. По данным, которые приведены специалистами ВШЭ, лидирует в этом направлении именно Юг России. Ежегодный прирост в Южном федеральном округе в среднем составляет 80%. Для сравнения, в Москве и Санкт-Петербурге – не более 20-25%. Именно эти данные позволяют экспертам говорить о том, что удаленная торговля имеет большие перспективы и в Ростовской области. В связи с чем председатель Комитета ТПП РО по развитию потребительского рынка Александр Юханаев предложил объединить усилия. Он выразил готовность рассмотреть вопросы по развитию внемагазинной торговли на заседаниях комитета. Кроме того Торгово-промышленная палата Ростовской области может стать площадкой для обкатки новых образовательных курсов менеджмента для данного сегмента ритейла.

Поделиться

Следующие новости