Шрифт

Изображения

Цветовая схема

Застройщики предлагают изменить правила игры госзакупок

14.11.2019

Члены Правления областной ТПП поддержали инициативу профильного комитета Торгово-промышленной палаты Ростовской области. Ее суть - инициировать изменения в законодательство, регламентирующее госзакупки в сфере строительства

Члены Правления областной ТПП поддержали инициативу профильного комитета Торгово-промышленной палаты Ростовской области. Ее суть - инициировать изменения в законодательство, регламентирующее госзакупки в сфере строительства.

Существующая система госзакупок строительных работ не соответствует современным реалиям. Она привела к тому, что опытные застройщики отказываются от участия в аукционах на строительство бюджетных объектов или планируют «выйти из игры» в ближайшее время. О причинах такого положения дел рассказал вице-президент ТПП Ростовской области Сергей Шнейдер, который выступил с докладом на заседании Правления ТПП Ростовской области 12 ноября.

Анализ госзакупок в сфере строительства демонстрирует неэффективность электронных аукционов, а в некоторых случаях даже ущерб. По итогам мониторинга 64 закупок строительных работ, произведенных государственными и муниципальными заказчиками Ростовской области с 12 июля по 26 августа 2019 года, половина всех аукционов признана несостоявшимися с присуждением контракта единственному участнику, а еще 22% вообще не имели участников. При этом 69% запланированных бюджетных средств достались единственным участникам торгов, а 16% таких ассигнований не были востребованы вообще.

В среднем по стране, при вынужденном присуждении контракта единственному участнику зачастую пятая часть таких процедур вообще заканчивается ничем (потенциальные подрядчики отсутствуют). В тех же случаях, когда аукционы состоялись, и бюджетная экономия в результате демпинга появилась, заказчики в большинстве случаев имеют дело со снижением качества строительства, срывом сроков ввода объектов в эксплуатацию и с многочисленными судебными или антимонопольными разбирательствами. В среднем, на две осуществленные процедуры приходится одно обращение в УФАС или арбитражный суд. В Ростовской области абсолютным рекордсменом по этому показателю является департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону, имеющий на 44 закупки 47 обращений в суд и 12 жалоб в УФАС.

Важно, что в России отсутствует ответственность для таких заказчиков, отмечает докладчик. Сергей Шнейдер приводит в пример Австрию, где уже после двух проигранных дел чиновник лишается должности. Вспоминая свой опыт работы в Региональном бюро реализации проекта Всемирного Банка, с 1997-го по 2007 год, когда за это время было реализовано множество общественно значимых проектов по линии Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Сергей Шнейдер рассказывает: «Мы провели 360 закупок и торгов, не было ни одной жалобы или обращения в Арбитражный суд Ростовской области».

Сегодня же около половины всех обращений в УФАС и арбитражные суды заканчивается не в пользу заказчиков. А ведь любой подрядный контракт между органом власти и частной компанией является проектом государственно-частного партнерства. А партнерство, в свою очередь, подразумевает равномерное распределение прав, обязанностей и рисков между партнерами. Но исходя из того же мониторинга 64 закупок Ростовской области, только в одном случае был предусмотрен аванс. При этом затраты участников конкурса на обеспечение заявки и исполнение контракта, в среднем, составляли от 21% до 40% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и во всех случаях отсутствовала возможность обсуждения условий контракта.

Нужно отметить, что по данным Счетной палаты РФ, 74,6% всех нарушений в процессе государственных и муниципальных закупок происходит при обосновании начальной максимальной цены контракта (НМЦК). И здесь заказчиков можно понять: ввиду отсутствия адекватных механизмов ценообразования они вынуждены пользоваться так называемым базисно-индексным методом, заимствованным из советского прошлого. Перед сметчиками стоит непростая задача: используя широкий круг разнообразных индексов, якобы отражающих инфляционные процессы за последние 28 лет, перевести цены 1991 года в действующие цены.

Новый для нашей страны и старый испытанный для всех остальных ресурсный метод ценообразования у нас внедряется неохотно, констатирует Сергей Шнейдер. Дело в том, что обязанность строительных организаций предоставлять ежеквартальную информацию по объемам и стоимости выполненных строительных работ последними игнорируется. В Ростовской области такую информацию передают только 20% застройщиков, несмотря на наличие специального постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N°1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» и создание федеральной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). В результате использовать данные ФГИС ЦС в практической работе в полной мере невозможно.

ТПП Ростовской области, как одно из крупнейших бизнес - объединений в регионе, ходатайствует перед Правительством РФ об исключении строительных и проектно-изыскательских работ из «Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 03.06.2019).

Для практиков вполне очевидно, что строительные работы не должны участвовать в электронных аукционах. Любая стройка уникальна, и сегодня никто в мире не закупает строительные работы на аукционе. Пришло время вернуться к проведению конкурсов, позволяющих в первую очередь оценивать опыт и квалификацию потенциального подрядчика, а затем уже рассматривать ценовые предложения. Потому, что сегодня заказчик не может выбирать аукцион или конкурс. В результате покупается не то, что необходимо, а то, что дешевле. Вся система закупок направлена против внедрения инноваций, что обязательным образом сказывается на качестве возводимых за бюджетный счет объектов.

Еще одна инициатива ТПП Ростовской области - ходатайствовать перед Минстроем РФ об ускорении перехода от устаревшего базисно-индексного метода («базисные» цены 2001 года каждый год умножаются на соответствующие индексы) на ресурсный (мониторинг рыночных цен на материалы и работы и расчет смет, исходя из них) метод ценообразования в строительстве.

Члены Правления областной Торгово-промышленной палаты поддержали предложенные инициативы и подтвердили актуальность поднятой проблематики. Они выступили с предложением подробно прописать механизмы, которые бы поставили заслон безответственным исполнителям при конкурсной процедуре. Сергей Шнейдер заверил коллег, что готов собрать и обобщить все предложения, прежде чем документ отправится к адресатам.

Ирина Фомина

Пресс-служба

ТПП Ростовской области

Поделиться

Следующие новости