RUS       ENG
На главную             Написать письмо             Карта сайта
Союз "Торгово-промышленная палата Ростовской области"

 

27.04.2018

ТПП в Общественном совете при Прокуратуре Ростовской области предложила «расставить точки над i»

На заседании Общественного Совета по защите малого и среднего бизнеса при областной прокуратуре шла речь о выдаче субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и проведении проверок. По двум этим вопросам ТПП Ростовской области подготовила мониторинг существующей практики и сформировала предложения по устранению коррупциогенных факторов.

Коррупциогенные факторы - это положения, устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность применения исключений из общих правил, а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Именно такое определение дается в части 2 статьи 1 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

И.о президента Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области» Юлия Кочура познакомила членов Общественного совета с двумя обширными докладами. Первый – это анализ практики предоставления субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям. Второй - мониторинг обращений субъектов малого и среднего предпринимательства о непредставлении органами контроля (надзора) документов, непосредственно относящихся к основаниям проведения внеплановой проверки.

Доклады подготовлены правовым управлением ТПП Ростовской области в соответствии с планом работы ОС по защите малого и среднего бизнеса при Прокуратуре Ростовской области на первое полугодие 2018 года.

Так по данным анализа действующих нормативных правовых актов в сфере субсидирования юристы ТПП обратили внимание, что сложилось положение, при котором на основании нормативных правовых актов Правительства Ростовской области главные распорядители средств бюджета перекладывают ответственность за принятие решений о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии на образуемые ими же комиссии. Таким образом, ответственность существенно размывается, поскольку формально действия зависят от решения коллегиального органа. При этом формирование и состав таких комиссий, порядок их деятельности проходит под непосредственным влиянием органов исполнительной власти, что позволяет говорить о некоторой зависимости членов комиссии и принимаемых ими решений. Важно, что документы о создании таких комиссий к нормативным правовым актам не относятся, на сайтах органов власти в сети Интернет обнаружить их проблематично, что исключает возможность какой-либо оценки их деятельности со стороны гражданского общества.

Таким образом, главные распорядители, с одной стороны, формально не имеют отношения к отбору конкретных получателей субсидии, а с другой - могут непосредственным образом влиять на определение получателей субсидии через членов комиссии, пришли к выводу юристы. Позиция ТПП Ростовской области, внести изменения в названные и иные нормативные правовые акты в целях придания решениям указанных комиссий статуса рекомендательных и возложения всей полноты ответственности за принятие решений о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии на главных распорядителей средств областного бюджета и их руководителей.

Еще один вопрос, который требует пристального внимания – это внеплановые проверки. Из года в год предприниматели обращаются с жалобами в ТПП Ростовской области по этому вопросу.

«Проверяемая организация, индивидуальный предприниматель вправе получить разъяснения о предмете проверки, поскольку пунктом 1 статьи 10 Закона № 294-ФЗ внеплановые проверки различаются по своему предмету», - рассказывает и.о президента Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области» Юлия Кочура. На практике же, проверяющие либо не раскрывают никакой информации о предмете и основаниях внеплановой проверки, либо основания излагаются настолько в общей форме, что их смысл просто теряется. Предприниматели уверены, что главная цель таких визитов – получить доступ к документам проверяемого лица и на его территорию.

Неопределенность предмета и оснований внеплановой проверки фактически не ограничивают возможности проверяющих в процессе проверки, что создает базовые предпосылки для коррупционных проявлений (статья 1 Федерального закона "О противодействии коррупции"), напоминают юристы ТПП.

«Можно сколько угодно говорить о профилактике коррупции, но если на таком значимом отрезке взаимоотношений бизнеса и государственных (муниципальных) органов создаются условия для произвольного толкования прав и обязанностей проверяющих, злоупотребления служебным положением при проведении проверок сохранятся», - делится мнением с коллегами Юлия Кочура.

При таких обстоятельствах нарушаются основополагающие принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Складывается положение, при котором распоряжение (приказ) о проведении внеплановой проверки носит формальный характер, а в предоставлении документов, непосредственно относящихся к основаниям ее проведения предпринимателям (субъектам МСП) отказывают. На практике были случаи отказа в ознакомлении с письмами вышестоящих органов, на основании которых назначена внеплановая проверка, а обращение субъекта МСП в прокуратуру не привело к получению документов, выступающих в качестве основания внеплановой проверки.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в определении от 22.12.2015 № 2906-О "По жалобе некоммерческой организации "Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", лицо в отношении которого осуществляется внеплановая проверка, вправе требовать для ознакомления все материалы, послужившие основанием для ее проведения. Несмотря на разъяснения Конституционного суда РФ отдельные органы контроля продолжают отказывать предпринимателям в получении информации и документов.

Подводя итог выступлению, Юлия Кочура предложила Общественному совету в целях обеспечения баланса общественно значимых отношений, защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц и профилактики коррупции обратить пристальное внимание на необходимость усиления надзора за соблюдением органами государственной и муниципальной власти, должностными лицами требований закона при назначении и проведении внеплановых проверок.

Лента новостей

16.01.2019

Оценка фактического воздействия «поправок Яровой» в закон о торговле

Оценка фактического воздействия «поправок Яровой» в закон о торговле Приглашаем торговые сети и производителей/поставщиков продуктов питания, осуществляющих поставки в торговые сети, принять участие в опросе

16.01.2019

Вниманию партнеров и членов ТПП!

Вниманию партнеров и членов ТПП! Изменились банковские реквизиты ТПП Ростовской области

27.12.2018

Донские предприниматели выбирают ТПП Ростовской области

Донские предприниматели выбирают ТПП Ростовской области 25 декабря в ТПП Ростовской области состоялось торжественное вручение членских билетов, представителям вновь вступивших в ее состав организаций. Более 30 предприятий области получили статус члена Торгово-промышленной палаты

25.12.2018

Светлана Абдулазизова удостоена медалью «За доблестный труд на благо Донского края»

Светлана Абдулазизова удостоена медалью «За доблестный труд на благо Донского края» На торжественной церемонии вручения государственных наград Российской Федерации и наград Ростовской области донской губернатор Василий Голубев вручил медаль и поздравил вице-президента ТПП Ростовской области Светлану Абдулазизову

25.12.2018

На языке бизнеса говорят представители всех национальных общин

На языке бизнеса говорят представители всех национальных общин Круглый стол, посвященный проблемам межнационального общения, прошел на площадке ТПП Ростовской области. Его цель найти наиболее эффективные механизмы для взаимодействия представителей всех национальностей, проживающих в многонациональном Ростове-на-Дону