RUS       ENG
На главную             Написать письмо             Карта сайта
Торгово-промышленная палата Ростовской области

 

16.03.2010

О проблемах государственного регулирования тарифов на транспортные услуги

Торгово-промышленной палатой Ростовской области по результатам анализа обращений ряда организаций проведено изучение практики государственного регулирования тарифов на транспортные услуги в сфере железнодорожных перевозок грузов в Ростовской области.

По мнению палаты, деятельность Региональной службы по тарифам Ростовской области в данной сфере требует проверки на соответствие действующему законодательству. Палатой направлено обращение в Южную транспортную прокуратуру о проверке соответствия закону сложившейся практики установления тарифов. Информация палаты также доложена на заседании Общественного совета при Южной транспортной прокуратуре и по его рекомендации направлена и в Администрацию Ростовской области.

В настоящее время по сообщению Южной транспортной прокуратуры к проверке привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области.

Суть возникающих проблем заключается в следующем.

Государственное регулирование тарифов осуществляется в силу требований Федеральных законов "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "О естественных монополиях" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года  N 221 Правительству Российской Федерации поручено определять и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, в том числе и необщего пользования.

Постановлением Администрации Ростовской области от 21 января 2005 года № 12 утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее – Положение).

Региональная служба по тарифам Ростовской области осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ростовской области (подпункт 1.1. пункта 1 Положения).

В соответствии с подп. 5.3.23 пункта 5.3 Положения Региональная служба по тарифам устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями  промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

По мнению Торгово-промышленной палаты Ростовской области деятельность Региональной службы по тарифам в данной сфере требует проверки на соответствие действующему законодательству по следующим основаниям.

1.                Государственному регулированию подвергается деятельность, которая никакого отношения к регулируемой деятельности в сфере транспортных услуг не имеет.

Так, постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.07.2008 N 8/7 утвержден тариф на транспортные услуги, оказываемые ГУП Ростовской области "Дубовское дорожное ремонтно-строительное управление" на подъездных железнодорожных путях. Тариф установлен на «предоставление в пользование для подачи и уборки

вагонов подъездного железнодорожного пути» в размере 842 руб. 45 коп. за 1 вагонокилометр.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 27.07.2007 №  9/2 установлен тариф на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ООО "Юг Руси - Золотая семечка". Максимально предельный тариф, установленный указанным постановлением, составляет 403 руб. 44 коп. за 1 вагонокилометр (без НДС).

При этом тариф также установлен на предоставление участка пути протяженностью 1 км. в неисключительное пользование для подачи и уборки вагонов.

Устанавливая государственное регулирование тарифов на транспортные услуги в сфере железнодорожного транспорта, государство на законодательном уровне так и не определило само понятие «транспортная услуга».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" под перевозочным процессом понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Отсюда следует, что транспортные услуги в сфере перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть непосредственно связаны с перевозочным процессом.

То есть, понятие "транспортные услуги" является собирательным, включающим деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.

Такой подход основан и на ГОСТ Р 51006-96 «Услуги транспортные. Термины и определения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 1996 г. № 703).

ГОСТ определяет транспортную услугу как «результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями».

Исполнителем транспортной услуги является «физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги».

Если взять в качестве примера ООО "Юг Руси – Золотая семечка», то можно говорить о том, что данная коммерческая организация никаких транспортных услуг грузоотправителям (грузополучателям) не оказывает: общество не имеет локомотивов, вагонов, не осуществляет маневровые, погрузочно-разгрузочные работы и т.п.

То есть, тариф в данном случае установлен не на транспортные услуги, а только за пользование участком пути необщего пользования, принадлежащим ООО "Юг Руси – Золотая семечка».

Но такие отношения владельца пути необщего пользования с грузополучателями (грузоотправителями) или железной дорогой должны регулироваться договорами на эксплуатацию пути необщего пользования.

Арбитражные суды такие отношения зачастую вообще квалифицируют как разновидность арендных отношений, то есть отношений, не связанных с перевозочным процессом.

Введенное государственное регулирование платы за пользование участком пути касается достаточно большого числа организаций: ООО «Ростовский универсальный порт», ООО «Западный порт», ОАО «Моряк», ООО «Ростовский зерновой терминал» и др.

По предварительным данным, доходы ООО "Юг Руси – Золотая семечка» от взимания платы по указанным тарифам с грузополучателей (грузоотправителей) находятся в пределах 50 млн. руб. в год. Учитывая расширение деятельности и рост железнодорожных перевозок, например, ООО «Ростовский универсальный порт», доходы ООО "Юг Руси – Золотая семечка» в текущем году значительно возрастут.

Таким образом, с использованием метода государственного регулирования тарифов на транспортные услуги происходит незаконное, с точки зрения палаты, обогащение одних организаций (ООО "Юг Руси – Золотая семечка» и ГУП Ростовской области «Дубовское дорожное ремонтно-строительное управление") за счет других организаций области.

 

2.                Проблема регулирования в Ростовской области тарифов на транспортные услуги может рассматриваться и в более широком аспекте.

Как уже отмечалось, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, в том числе и необщего пользования.

Региональная служба по тарифам как раз и устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Вместе с тем, при исследовании возможности регулирования тарифов на транспортные услуги в Ростовской области необходимо учитывать не только названные, но и другие федеральные законы.

Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) закреплено право субъектов Российской Федерации на установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов).

При этом в силу требований пункта 2 статьи 26.3 названого Федерального закона полномочия по государственному регулированию тарифов отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу императивных требований закона ограничение прав субъектов федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией может производиться только Конституцией и федеральными законами.

Областным законом «Устав Ростовской области» к компетенции Законодательного Собрания Ростовской области отнесено принятие областных законов и постановлений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 43).

Согласно преамбуле названного Областного закона, Устав Ростовской области наделен высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов органов государственной власти Ростовской области.

Отсюда следует, что для установления государственного регулирования тарифов на транспортные услуги в Ростовской области необходимо принятие областного закона либо постановления Законодательного Собрания Ростовской области. При отсутствии прямого делегирования полномочий от Законодательного Собрания Ростовской области органы исполнительной власти Ростовской области не вправе принимать нормативные правовые акты по предметам совместного ведения Российской Федерации и Ростовской области.

То есть, можно исходить из того, что Региональная служба по тарифам не наделена полномочиями на введение на территории Ростовской области государственного регулирования тарифов на транспортные услуги.

Право Региональной службы по тарифам на установление (утверждение, регулирование) конкретных тарифов на услуги, оказываемые хозяйствующими организациями, является производным и зависит от введения в Ростовской области самого государственного регулирования тарифов на транспортные услуги в сфере железнодорожного транспорта областным законом либо постановлением Законодательного Собрания Ростовской области.

Таким образом, в сфере государственного регулирования тарифов на транспортные услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом в Ростовской области можно выделить две проблемы:

1.                Использование государственного регулирования в виде установления тарифов не за оказание транспортных услуг, а за пользование имуществом организаций.

2.                Обоснованные сомнения в самой законности введения государственного регулирования тарифов на транспортные услуги в Ростовской области.

В целом, речь идет о соответствии федеральному и областному законодательству пределов государственного регулирования экономики в сфере оказания транспортных услуг при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Затронутые проблемы представляют достаточную сложность, затрагивают интересы государства и пределы его вмешательства в экономическую деятельность организаций, права и интересы субъектов предпринимательской деятельности.

 

Торгово-промышленная палата Ростовской области просит организации и предпринимателей области высказать свое мнение по затронутой проблеме: e-mail: pravo@tppro.ru

Лента новостей

13.12.2019

Донскому бизнесу предложили электронный ресурс для увеличения продаж

Донскому бизнесу предложили электронный ресурс для увеличения продаж 12 декабря 2019 г. в региональном центре «Точка кипения» ТПП Ростовской области провела бесплатный обучающий семинар-тренинг: «Онлайн торговля: 600 тысяч возможностей для Вашего бизнеса!»

12.12.2019

Как добиться энергоэффективности в промышленности?

Как добиться энергоэффективности в промышленности? 11 декабря на площадке ТПП Ростовской области предпринимателям рассказали о технологиях, которые позволят повысить энергетическую эффективность в компании. Организатором мероприятия выступила французская компания «Schneider Electric».

09.12.2019

Внеплановые проверки могут уничтожить любой бизнес

Внеплановые проверки могут уничтожить любой бизнес Торгово-промышленная палата РФ провела Всероссийскую интерактивную акцию, приуроченную к Международному дню борьбы с коррупцией, который ежегодно отмечается 9 декабря

04.12.2019

ТПП поприветствовала новых членов

ТПП поприветствовала новых членов 3 декабря состоялась торжественная церемония вручения членских билетов новым членским организациям